Детская школа искусств №4 Альтернативный текст
Режим работы:
Пон-субб 8.00 до 21.00
Воскресенье выходной
Тел: (3854) 33-41-55
E-mail: dsi-4@mail.ru
Навигация

















Методические рекомендации по подготовке и проведению урока (структура, этапы планирования, требования к уроку)

Урок - это динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) учителя и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения.

Основные признаки урока:

- постоянный состав учащихся;

- каждый урок регламентирован временем и включен в расписание;

- систематическое усвоение учащимися знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и социальных отношений обеспечивается руководящей ролью учителя;

- сочетание на уроке фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы учащихся;

- многообразие методов обучения;

- наличие систематического текущего индивидуального контроля.

Основные звенья /этапы/ урока:

  1. Организационный момент, характеризующий внешней и внутренней (психологической) готовностью обучающихся к уроку.

  2. Проверка знаний и умений, обучающихся для подготовки к новой теме.

  3. Проверка домашнего задания.

  4. Постановка цели занятия перед обучающимися.

  5. Организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение исходных знаний.

  6. Первичная проверка понимания.

  7. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.

  8. Творческое применение ранее усвоенных знаний и умений путем решения проблемных задач.

  9. Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый преподавателем и обучающимся, оценка знаний.

  10. Домашнее задание к следующему уроку.

  11. Подведение итогов урока.

Многообразие структур урока развивающего типа обучения

Структура урока – это совокупность различных вариантов взаимодействия между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

Структура урока зависит от его целей, содержания изучаемого материала, методов, приемов и средств обучения, используемых на уроке, уровня подготовки и развития обучающихся, места урока в общей системе уроков по теме программы. Помимо указанных факторов, на структуру урока большое влияние оказывает также творческий характер работа преподавателя и конкретные условия работы в данном классе.

Определение структуры урока проводится с учетом его типа и места в системе уроков. Задача этого этапа – установить оптимальные методы, приемы и средства обучения для каждого этапа урока, характер познавательной деятельности обучающихся (репродуктивная или поисковая), отобрать и подготовить дидактический материал, наглядные, технические и другие средства обучения.

Итак:

  • СтруктураУрока изучения нового материала:

- первичное введение материала с учётом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности обучающихся;

- указание на то, что обучающиеся должны запомнить;

- мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;

- сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);

- первичное закрепление материала под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;

- контроль результатов первичного запоминания;

- регулярное систематизирующее повторение материала через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;

- внутренне повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;

- частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

  • СтруктураУрока закрепления и развития знаний, умений, навыков:

- сообщение обучающимся цели предстоящей работы;

- воспроизведение обучающимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

- выполнение обучающимися различных заданий, задач, упражнений;

- проверка выполненных работ;

- обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

- задание на дом (если это необходимо).

  • СтруктураУрока формирования умений и навыков:

- постановка цели урока;

- повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;

- проведение проверочных упражнений;

- ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;

- упражнения на их освоение;

- упражнение на их закрепление;

- тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;

- упражнения на перенос в сходную ситуацию;

- упражнения творческого характера;

- итог урока;

- задание на дом.

  • СтруктураУрока повторения:

- организация начала урока;

- постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;

- проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;

- подведение итого повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;

- задание на дом.

  • СтруктураУрока проверки знаний:

- организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Обучающиеся не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;

- постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы обучающиеся обязательно сами проверили работы;

- изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объёму или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика;

- подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы обучающихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);

- определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

  • СтруктураУрока применения знаний, умений и навыков:

- организация начала урока (психологический настрой учащихся);

- сообщение темы урока и его задач;

- изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;

- формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях – по аналогии;

- упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;

- творческое применение знаний и умений;

- упражнения по обработке навыков;

- домашнее задание;

- итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

  • Структураповторительно-обобщающего урока:

- организационный момент;

- вступительное слово учителя, в котором он подчёркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;

- выполнение обучающимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщённо-понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений;

- проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);

- формулирование выводов по изученному материалу;

- оценка результатов урока;

- подведение итогов;

- задание на дом (не всегда).

  • Структуракомбинированного урока (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):

- организация начала урока;

- проверка домашнего задания, постановка цели урока;

- подготовка обучающихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;

- изучение нового материала, в том числе и объяснение;

- закрепление изученного на данном уроке материала и ранее пройденного, связанного с новым;

- обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

- подведение итогов и результатов урока;

- задание на дом;

- подготовка (предварительная работа), необходимая учащимися для изучения новой темы (не всегда).



Требования к уроку


  1. Дидактические требования к современному уроку:

- чёткое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;

- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы и целями урока, с учётом уровня подготовки и подготовленности обучающихся;

- прогнозирование уровня усвоения обучающимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;

- выбор наиболее рациональных методов, приёмов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении обучающихся;

- реализация на уроке всех дидактических принципов;

- создание условий для успешного обучения учащихся.

2. Гигиенические требования к уроку:

- температурный режим;

- физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);

- освещение;

- предупреждение утомления и переутомления;

- чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);

- своевременное и качественное проведение физкультминуток;

- соблюдение правильной рабочей позы обучающегося;

- соответствие классной мебели росту обучающегося.

3. Требования к технике проведения урока:

- урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

- темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и обучающихся – завершёнными;

- необходим полный контакт во взаимодействии учителя и обучающихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

- должна доминировать атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;

- по возможности следует менять виды деятельности обучающихся, оптимально сочетать различные методы и приёмы обучения;

- учитель должен обеспечить активное учение каждого обучающегося.


Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя

Успешное проведение урока и достижение поставленных целей во многом определяются согласованной деятельностью учителя и обучающихся, которая, в свою очередь, зависит от их подготовки к уроку. Тщательная подготовка к уроку особенно необходима для молодых учителей, не имеющих достаточного опыта педагогической работы.

Учителям рекомендуется тематическое планирование учебной работы по предмету. Не устанавливается единая и обязательная для всех форма тематического плана, так как она зависит от специфики учебных предметов и особенностей работы каждого учителя.

Непосредственная подготовка учителя к уроку заключается в конкретизации тематического планирования применительно к каждому уроку, продумывании и составлении планов отдельных уроков. План урока(рабочий план урока) необходим для каждого учителя, независимо от его эрудиции и опыта работы, поскольку в процессе составления плана учитель осуществляет прогнозирование будущего урока, готовит как бы его сценарий.

Не регламентируется объем плана урока, равно как и его содержание и структура. Начинающие учителя обычно составляют планы-конспекты уроков, опытные – ограничиваются подготовкой кратких и сжатых планов. И все же наличие подробного плана урока свидетельствует о продуманности учителем всех деталей предстоящего урока.

Итак, этапы планирования урока:

- разработка системы уроков по теме или разделу;

- определение образовательно-воспитательно-развивающих задач урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы;

- отбор оптимального содержания материала, расчленение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей, выделение опорных знаний, дидактическая обработка;

- выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке;

- разработка структуры, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приёмов обучения на нём;

- нахождение связей данного материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений обучающихся;

- планирование всех действий учителя и обучающихся на всех этапах урока, прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях;

- подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.);

- проверка оборудования и технических средств обучения;

- планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях;

- предусмотрение объёма и форм самостоятельной работы обучающихся на уроке и её направленности на развитие их самостоятельности;

- определение форм и приёмов закрепления полученных знаний и приобретённых умений на уроке и дома, приёмов обобщения и систематизации знаний;

- составление списка учеников, знания которых будут проверяться соответствующими методами с учётом уровней их сформированности, планирование проверки умений обучающихся;

- определение содержания, объёма и форм домашнего задания, продумывание методики задавания уроков на дом;

- продумывание форм подведения итогов урока;

- планирование внеклассной работы по данной теме;

- запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.

Основная задача преподавателя – приблизить все уроки к уровню открытых, отличающихся стройным структурным построением, умелым сочетанием и подбором методов, приемов, средств и форм обучения


  
Новости
 
 
 
События

Внимание!
Конкурс будет проходить
27 апреля 2024 г., согласно приказу - № 126

зональный фестиваль-конкурс «Соловушка»
ФЕСТИВАЛЬ - КОНКУРС БУДЕТ ПРОХОДИТЬ В ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ

  -> Приказ

  -> Положение


ПАМЯТКА ПЕДАГОГАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НОВОЙ КОРОНОВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ (COVID-19)  

БЕЗОПАСНОСТЬ НАЧИНАЕТСЯ С ТЕБЯ!

 Видеоролики  ->

 
Конституция Российской Федерации

[Глава 2] [Статья 43]

Статья 43

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.