Урок - это динамичная вариативная
форма организации процесса целенаправленного
взаимодействия (деятельности и общения)
учителя и учащихся, включающая содержание,
формы, методы и средства обучения.
Основные признаки урока:
- постоянный состав учащихся;
- каждый урок регламентирован временем
и включен в расписание;
- систематическое усвоение учащимися
знаний, умений и навыков, опыта творческой
деятельности и социальных отношений
обеспечивается руководящей ролью
учителя;
- сочетание на уроке фронтальных,
групповых и индивидуальных форм работы
учащихся;
- многообразие методов обучения;
- наличие систематического текущего
индивидуального контроля.
Основные звенья /этапы/ урока:
-
Организационный
момент, характеризующий внешней и
внутренней (психологической) готовностью
обучающихся к уроку.
-
Проверка
знаний и умений, обучающихся для
подготовки к новой теме.
-
Проверка
домашнего задания.
-
Постановка
цели занятия перед обучающимися.
-
Организация
восприятия и осмысления новой информации,
т.е. усвоение исходных знаний.
-
Первичная
проверка понимания.
-
Обобщение
изучаемого на уроке и введение его в
систему ранее усвоенных знаний.
-
Творческое
применение ранее усвоенных знаний и
умений путем решения проблемных задач.
-
Контроль за
результатами учебной деятельности,
осуществляемый преподавателем и
обучающимся, оценка знаний.
-
Домашнее
задание к следующему уроку.
-
Подведение
итогов урока.
Многообразие
структур урока развивающего типа
обучения
Структура урока – это совокупность
различных вариантов взаимодействия
между элементами урока, возникающая в
процессе обучения и обеспечивающая его
целенаправленную действенность.
Структура урока зависит от его целей,
содержания изучаемого материала,
методов, приемов и средств обучения,
используемых на уроке, уровня подготовки
и развития обучающихся, места урока в
общей системе уроков по теме программы.
Помимо указанных факторов, на структуру
урока большое влияние оказывает также
творческий характер работа преподавателя
и конкретные условия работы в данном
классе.
Определение структуры урока проводится
с учетом его типа и места в системе
уроков. Задача этого этапа – установить
оптимальные методы, приемы и средства
обучения для каждого этапа урока,
характер познавательной деятельности
обучающихся (репродуктивная или
поисковая), отобрать и подготовить
дидактический материал, наглядные,
технические и другие средства обучения.
Итак:
- первичное введение материала с учётом
закономерностей процесса познания при
высокой мыслительной активности
обучающихся;
- указание на то, что обучающиеся должны
запомнить;
- мотивация запоминания и длительного
сохранения в памяти;
- сообщение либо актуализация техники
запоминания (работа с опорными для
памяти материалами, смысловая группировка
и т.п.);
- первичное закрепление материала под
руководством учителя посредством
прямого повторения, частичных выводов;
- контроль результатов первичного
запоминания;
- регулярное систематизирующее повторение
материала через короткие, а затем более
длительные промежутки времени в сочетании
с различными требованиями к воспроизведению,
в том числе и с дифференцированными
заданиями;
- внутренне повторение и постоянное
применение полученных знаний и навыков
для приобретения новых;
- частое включение опорного материала
для запоминания в контроль знаний,
регулярная оценка результатов запоминания
и применения.
- сообщение обучающимся цели предстоящей
работы;
- воспроизведение обучающимися знаний,
умений и навыков, которые потребуются
для выполнения предложенных заданий;
- выполнение обучающимися различных
заданий, задач, упражнений;
- проверка выполненных работ;
- обсуждение допущенных ошибок и их
коррекция;
- задание на дом (если это необходимо).
- постановка цели урока;
- повторение сформированных умений и
навыков, являющихся опорой;
- проведение проверочных упражнений;
- ознакомление с новыми умениями, показ
образца формирования;
- упражнения на их освоение;
- упражнение на их закрепление;
- тренировочные упражнения по образцу,
алгоритму, инструкции;
- упражнения на перенос в сходную
ситуацию;
- упражнения творческого характера;
- итог урока;
- задание на дом.
- организация начала урока;
- постановка образовательных,
воспитательных, развивающих задач;
- проверка домашнего задания, направленного
на повторение основных понятий,
умозаключений, основополагающих знаний,
умений, способов деятельности (практической
и мыслительной). На предыдущем уроке,
зная о предстоящем повторении, нужно
подобрать соответствующее домашнее
задание;
- подведение итого повторения, проверка
результатов учебной работы на уроке;
- задание на дом.
- организация начала урока. Здесь
необходимо создать спокойную, деловую
обстановку. Обучающиеся не должны
бояться проверочных и контрольных работ
или чрезмерно волноваться, так как
учитель проверяет готовность детей к
дальнейшему изучению материала;
- постановка задач урока. Учитель сообщает
ученикам, какой материал он будет
проверять или контролировать. Просит,
чтобы дети вспомнили соответствующие
правила и пользовались ими в работе.
Напоминает, чтобы обучающиеся обязательно
сами проверили работы;
- изложение содержания контрольной или
проверочной работы (задачи, примеры,
диктант, сочинение или ответы на вопросы
и т.п.). Задания по объёму или степени
трудности должны соответствовать
программе и быть посильными для каждого
ученика;
- подведение итогов урока. Учитель
выбирает хорошие работы обучающихся,
анализирует допущенные ошибки в других
работах и организует работу над ошибками
(иногда на это уходит следующий урок);
- определение типичных ошибок и пробелов
в знаниях и умениях, а также путей их
устранения и совершенствования знаний
и умений.
- организация начала урока (психологический
настрой учащихся);
- сообщение темы урока и его задач;
- изучение новых знаний, необходимых
для формирования умений;
- формирование, закрепление первичных
умений и применение их в стандартных
ситуациях – по аналогии;
- упражнения в применении знаний и умений
в измененных условиях;
- творческое применение знаний и умений;
- упражнения по обработке навыков;
- домашнее задание;
- итог урока с оценкой проделанной
учащимися работы.
- организационный момент;
- вступительное слово учителя, в котором
он подчёркивает значение материала
изученной темы или тем, сообщает цель
и план урока;
- выполнение обучающимися индивидуально
и коллективно различного рода устных
и письменных заданий обобщающего и
систематизирующего характера,
вырабатывающих обобщенные умения,
формирующих обобщённо-понятийные знания
на основе обобщения фактов, явлений;
- проверка выполнения работ, корректировка
(при необходимости);
- формулирование выводов по изученному
материалу;
- оценка результатов урока;
- подведение итогов;
- задание на дом (не всегда).
- организация начала урока;
- проверка домашнего задания, постановка
цели урока;
- подготовка обучающихся к восприятию
нового учебного материала, т.е. актуализация
знаний и практических и умственных
умений;
- изучение нового материала, в том числе
и объяснение;
- закрепление изученного на данном уроке
материала и ранее пройденного, связанного
с новым;
- обобщение и систематизация знаний и
умений, связь новых с ранее полученными
и сформированными;
- подведение итогов и результатов урока;
- задание на дом;
- подготовка (предварительная работа),
необходимая учащимися для изучения
новой темы (не всегда).
Требования к уроку
-
Дидактические
требования к современному уроку:
- чёткое формулирование образовательных
задач в целом и его составных элементов,
их связь с развивающими и воспитательными
задачами. Определение места в общей
системе уроков;
- определение оптимального содержания
урока в соответствии с требованиями
учебной программы и целями урока, с
учётом уровня подготовки и подготовленности
обучающихся;
- прогнозирование уровня усвоения
обучающимися научных знаний,
сформированности умений и навыков, как
на уроке, так и на отдельных его этапах;
- выбор наиболее рациональных методов,
приёмов и средств обучения, стимулирования
и контроля, оптимального воздействия
их на каждом этапе урока, выбор,
обеспечивающий познавательную активность,
сочетание различных форм коллективной
и индивидуальной работы на уроке и
максимальную самостоятельность в учении
обучающихся;
- реализация на уроке всех дидактических
принципов;
- создание условий для успешного обучения
учащихся.
2. Гигиенические требования к уроку:
- температурный режим;
- физико-химические свойства воздуха
(необходимость проветривания);
- освещение;
- предупреждение утомления и переутомления;
- чередование видов деятельности (смена
слушания выполнением вычислительных,
графических и практических работ);
- своевременное и качественное проведение
физкультминуток;
- соблюдение правильной рабочей позы
обучающегося;
- соответствие классной мебели росту
обучающегося.
3. Требования к технике проведения
урока:
- урок должен быть эмоциональным, вызывать
интерес к учению и воспитывать потребность
в знаниях;
- темп и ритм урока должны быть оптимальными,
действия учителя и обучающихся –
завершёнными;
- необходим полный контакт во взаимодействии
учителя и обучающихся на уроке, должны
соблюдаться педагогический такт и
педагогический оптимизм;
- должна доминировать атмосфера
доброжелательности и активного
творческого труда;
- по возможности следует менять виды
деятельности обучающихся, оптимально
сочетать различные методы и приёмы
обучения;
- учитель должен обеспечить активное
учение каждого обучающегося.
Этапы планирования урока и подготовки
к нему учителя
Успешное проведение урока и достижение
поставленных целей во многом определяются
согласованной деятельностью учителя
и обучающихся, которая, в свою очередь,
зависит от их подготовки к уроку.
Тщательная подготовка к уроку особенно
необходима для молодых учителей, не
имеющих достаточного опыта педагогической
работы.
Учителям рекомендуется тематическое
планирование учебной работы по предмету.
Не устанавливается единая и обязательная
для всех форма тематического плана, так
как она зависит от специфики учебных
предметов и особенностей работы каждого
учителя.
Непосредственная подготовка учителя
к уроку заключается в конкретизации
тематического планирования применительно
к каждому уроку, продумывании и составлении
планов отдельных уроков. План урока(рабочий план урока) необходим для
каждого учителя, независимо от его
эрудиции и опыта работы, поскольку в
процессе составления плана учитель
осуществляет прогнозирование будущего
урока, готовит как бы его сценарий.
Не регламентируется объем плана урока,
равно как и его содержание и структура.
Начинающие учителя обычно составляют
планы-конспекты уроков, опытные –
ограничиваются подготовкой кратких и
сжатых планов. И все же наличие подробного
плана урока свидетельствует о продуманности
учителем всех деталей предстоящего
урока.
Итак, этапы планирования урока:
- разработка системы уроков по теме или
разделу;
- определение образовательно-воспитательно-развивающих
задач урока на основе программы,
методических пособий, школьного учебника
и дополнительной литературы;
- отбор оптимального содержания материала,
расчленение его на ряд законченных в
смысловом отношении блоков, частей,
выделение опорных знаний, дидактическая
обработка;
- выделение главного материала, который
ученик должен понять и запомнить на
уроке;
- разработка структуры, определение его
типа и наиболее целесообразных методов
и приёмов обучения на нём;
- нахождение связей данного материала
с другими предметами и использование
этих связей при изучении нового материала
и при формировании новых знаний и умений
обучающихся;
- планирование всех действий учителя и
обучающихся на всех этапах урока, прежде
всего при овладении новыми знаниями и
умениями, а также при применении их в
нестандартных ситуациях;
- подбор дидактических средств урока
(кино- и диафильмов, картин, плакатов,
карточек, схем, вспомогательной литературы
и др.);
- проверка оборудования и технических
средств обучения;
- планирование записей и зарисовок на
доске учителем и выполнение аналогичной
работы учащимися на доске и в тетрадях;
- предусмотрение объёма и форм
самостоятельной работы обучающихся на
уроке и её направленности на развитие
их самостоятельности;
- определение форм и приёмов закрепления
полученных знаний и приобретённых
умений на уроке и дома, приёмов обобщения
и систематизации знаний;
- составление списка учеников, знания
которых будут проверяться соответствующими
методами с учётом уровней их
сформированности, планирование проверки
умений обучающихся;
- определение содержания, объёма и форм
домашнего задания, продумывание методики
задавания уроков на дом;
- продумывание форм подведения итогов
урока;
- планирование внеклассной работы по
данной теме;
- запись плана и хода урока в соответствии
с требованиями.
Основная задача преподавателя –
приблизить все уроки к уровню открытых,
отличающихся стройным структурным
построением, умелым сочетанием и подбором
методов, приемов, средств и форм обучения |